Уважаемый Игорь Геннадиевич.
Обращается к Вам старожил Амдермы Шадрин Владимир Павлович, проживший и проработавший в этом посёлке практически всю свою жизнь (скоро 60 лет). Здесь и семья создавалась и трое достойных детей выросли. Работаю всю жизнь в аэропорту, при том, – безупречно. Многократно избирался депутатом посёлка (не состоя в КПСС, а это о многом говорит, поверьте), один раз был депутатом НАО. Трезвомыслящий и имеющий кое, какие знания о прошлом посёлка (сотрудничаю с НОКМ).
Обращаюсь не с какой либо семейной или личной проблемой.
А о целесообразности дальнейшего существования поселения Амдерма. История этого вопроса довольно древняя. Когда, в связи с международными соглашениями о разоружении начались разговоры о расформировании полка ПВО и остальных воинских подразделений, о ликвидации АНГРЭ. Как человек здравомыслящий, хорошо зная об исчезнувших, к тому времени приоритетных причинах существования поселения, на краю Земли, понял, что дальнейшее существование Амдермы под вопросом. А большие масштабы её будущего нереальны, чем быстрей пройдёт свёртывание, тем лучше (материально) округу, области, стране.
Первое публичное моё действие по этой проблеме – это выступление с трибуны окружного собрания (когда был депутатом). Сторонников моей точки зрения, особенно в то время, было мало, а противников – хоть отбавляй. Особенно глава той поры – Фёдорова. В то время, она была главным мифологом о большой будущности посёлка, только вот - смылась!
Могу привести несколько примеров понимания этой проблемы известными людьми. Когда Чилингаров А.Н. приезжал для агитации (в первые выборы в думу), он соглашался, что целесообразность существования посёлка, под большим вопросом, сейчас, пожалуй, забыл. Бутов в первые годы своего правления, считал, что главная задача администрации посёлка - оптимизация Амдермы, с резким сокращением расходов на содержание жилфонда. Постоянное понимание и согласие с моей точкой зрения я встречал со стороны Ломакиной А.А.. Говорила, что давала поручение посчитать затраты на расселение жителей посёлка и был получен результат: для этого достаточно средств амдерминского бюджета одного года. Однажды она устроила мне встречу с замом Бутова, но он, человек далёкий не только от амдерминских, но мне показалось и от окружных проблем, слушая моё изложение проблемы, постоянно закрывал глаза, отключаясь в сон. Недавняя глава амдерминской администрации Лазарева М.Д. до избрания главой администрации соглашалась с моей точкой зрения, но как только пришла к власти, заявила: «Мне некогда». А сейчас и она покинула Амдерму (говорят).
Даже на «материке» (в климатически благоприятных районах), населённые пункты имеют обоснованную причину своего местоположения (месторождения, транспортные узлы, предприятия и пр.), а уж в Арктике, такая причина, должна быть очень веской …
У людей продолжающих здесь жить, у каждого – своя причина. Но пожалуй, большинство живущих – это люди «плывущие по течению» (много таких, которые совершают это плавание в бессознательном состоянии), а ведь обеспечение комфортного проживания таких людей в Арктике по-моему сверх затратно.
Люди, впервые обосновывающиеся в поселении, с целью постоянного проживания, в первую очередь должны учитывать транспортную доступность. И для проживания в такой точке, - месте труднодоступном и климатически не благоприятном, должны быть очень веские причины задержаться в Амдерме. Раньше такие причины были (высокая зарплата, льготы), сейчас этих причин нет. Не надо забывать и о том, что Арктика это район с неблагоприятными для здоровья факторами и это подтвердила медицинская наука. Существуют рекомендации медиков об ограничении срока проживания в регионах находящихся в Арктике. Может не зря, коренные жители, в самые неблагоприятные месяцы откочёвывают на юг (главная причина, конечно же, олени и всё же…).
Амдерма появилась, как лагерь НКВД, благодаря месторождению флюорита. У меня есть архивные заметки, в которых говорится, что было дано заключение профессоров, в котором они дают отрицательную экономическую оценку, решению создания здесь рудника. Даже с использованием бесплатного, подневольного труда, - добыча нерентабельна. Да и географическое положение, для транспортной связи очень не выгодное. В те годы к мнению профессоров не прислушались, ведь образование у них дореволюционное. В 50 гг. пришли к тому, что профессора были правы, да видимо и запасы плавика …
В годы существования рудника были планы постройки морского порта в более пригодном (глубины, защищённость) для этого месте, но эти планы не осуществились. Хотя узкоколейку и небольшой причал построили. В 70 гг. подразделение МО, в халтурном, антиэкологичном исполнении, напротив о. Местный, соорудили насосную, для перекачивания нефтепродуктов из танкеров в посёлок. До сих пор брошенные трубопроводы ржавеют в тундре, как и немногочисленные развалины сооружений в тундре и на берегах залива.
После ВОВ, бурное развитие авиации и усиленное изучение Арктики потребовало строительства современных (тому времени) аэродромов. Поздней аэродром пригодился для базирования полка ПВО освободившегося от военных действий в Корее, да и по причине проявляющейся «холодной войны».
Не буду перечислять постоянно возникающие в СМИ заявления известных (и не очень) людей, о причинах будущего возрождения Амдермы. На мой взгляд, все они надуманы, а некоторые имеют под собой шаткую основу – ЛОЗУНГ, и ни чего более. А если нет экономической целесообразности, так зачем же затрачивать огромные средства на то, чтобы держать людей в климатически неблагоприятных условиях.
Одна из часто всплывающих и повторяемых причин удержания в этом месте людей, а с ними и всей социалки – аэродром. Слышатся возгласы: «ТАКАЯ классная ВПП (взлётно-посадочная полоса)!» - на самом деле, обычная, рядовая. Поверьте мне, работнику аэропорта с самым большим стажем (45 лет), знающим аэропорт от низа и до верха.
Многие не знают, что ещё с 90х гг. удержание аэропорта в федеральной собственности, происходило, благодаря припискам.
Не знают, что последние годы базирования полка в Амдерме, полк, ВПП не содержал вообще, притом, что у них, для этого, существовала рота! Эти работы производились аэропортом, всего-навсего четырьмя работниками, сейчас одним. В Нарьян Маре все вспоминают о подобных проблемах, когда, зимой, на несколько дней, закрывается их аэропорт, а Амдерма по этой причине имела задержку, не больше суток, да и то такой случай трудно вспомнить.
Не знают, что ВПП уже давно требует серьёзного обследования (для эксплуатации) и заключение этого обследования будет – «требуется ремонт». Первая реконструкция (ремонт) ВПП назрел, когда она была цельной, асфальтобетонной, а поскольку находится она на мерзлоте, стали появляться большие трещины. Думается, тогда место подбиралось чисто визуально, ведь ещё не было рекомендаций мерзлотоведческой науки. Местный «Стройбат» настроился повторить героические 50е гг. Когда их предшественники за короткий срок построили ВПП на берегу Карского моря. Но, то ли природа воспрепятствовала, то ли времена не «сталинские», промучились два года и отказались от затеи, нарастить асфальтобетонное покрытие на 20 см. За время, отпущенное на всю реконструкцию, сделали только ¼ всего объёма. Для продолжения был привлечён Мончегорский инжбат, за два года положивший поверх асфальтобетонного покрытия – железобетонные плиты. Под плиты насыпалась сухая песчано-цементная смесь, готовившаяся с большими отклонениями от технологии (очевидец). Для сохранения этой подушки под плитами, между плитами заливается резинобитумная мастика и должна постоянно поддерживаться регулярным ремонтом. Если в годы присутствия полка, аэродромная рота, худо-бедно делала это, то аэропорт, делать это в полном объёме и регулярно, ни экономически, ни технически, был не в состоянии. Песчано-цементная смесь выветривается и вымывается и потому многие плиты просели, не смотря на то, что связаны между собой электросваркой.
Ещё из назревших проблем:
В плачевном состоянии кабельные линии.
Допотопные здания, сооружения либо разрушились, либо находятся в стадии разрушения. В обоих гаражах уже много лет текут кровли, системы отопления – «дырка на дырке». В прошлом году в одном гараже разморозили часть системы и двигатели 3 автомобилей, а по недостатку топлива, вообще закрыли на зиму. В эту зиму второй гараж частично разморозили. Стены обрушиваются. Здание аэровокзала ещё живо, но давно не ремонтировалось, а ведь ему уже 46 лет. Весь спецавтотранспорт старше 25 лет. Либо вовсе отсутствует.
Аэропорт работает со многими нарушениями отраслевых норм.
Организации или воинские части, с уходом или сокращением своей деятельности (за исключением «Аэронавигации»), не проводили и не проводят рекультивационных работ. Всё это происходит с молчаливого согласия муниципальной власти и это можно считать экологическим преступлением. Ведь даже Росприроднадзор по НАО, обращался ко мне, с просьбой представить документы о загрязнении поселковой территории. Власть, ради сокрытия своей бездеятельности (в экологии) распространяет мифы о будущем возрождении или новом предназначении Амдермы.
Основные мифы рассмотрены и развенчаны в моих заметках «Анализ амдерминских перспектив». Один из последних мифов это – СМП, транспортный узел. Чего перевозить? Я понимаю, были в советской Арктике такие транспортные узлы, как Хатанга, Тикси, Дудинка и др. Там было, что перевозить и главное, - их расположение на берегах крупных рек. А ежели построить железнодорожную магистраль до У. Кары, то и морской порт там вписался бы, ночто возить?. На мой взгляд, это ещё под большим вопросом. А если и начнёт когда либо работать, то не Амдерма ему нужна, а он Амдерме, как пользователю. На дворе 21 век и те функции, что выполняло АУГМС, отпали по причине прогресса. Ещё один из новых мифов – освоение шельфа. Думаю, найдутся более удобные и менее затратные места.
С уходом военных (особенно их) осталось очень много очагов экологической опасности, разливы нефтепродуктов, незачищенные резервуары, бочкотара и резервуары с отработанными ГСМ. Где-то природа самоочистилась, но до сих пор загрязнения проявляются.
В любом случае, затратность бесполезного нахождения здесь поселения более 15 последних лет, ни чем не оправдано. А ведь можно было в эти годы заниматься очисткой земли матушки, конечно же, с привлечением федеральных средств.
Последние годы, через Интернет, ко мне неоднократно обращались по поводу участия в очистке территории посёлка, но когда дело доходит (по моему направлению) до муниципальной власти, то встречают - непонимание (мягко говоря).
Как я писал выше, качественно, население в Амдерме, для исполнения серьёзных задач и профессионально, и физически очень ухудшилось. А если появляются свежие кадры, то это, как правило, людской ресурс «выдавленный» с «материка». Даже те, кто здесь, когда-то проживал, знают здешние условия, вернувшись под воздействием ностальгии, не выдерживают и года. Казалось бы, нынешний глава не вписывается в мои умозаключения, но видимо доходы сопоставимы.
12 мая 2011г.
P.S. Пытался через комментарии в вашем блоге, отправить Вам «Анализ амдерминских перспектив», но по-моему публиковать такое Вам не очень хочется.
|