В окружных средствах массовой информации одно за другим появились комментарии(на информацию о строительстве ж\д ветки Воркута - У.Кара) первых лиц округа. Думается, прежде чем задумывать такие проекты, федеральные ведомства, запрашивали информацию на предмет необходимости подобного проекта. Ведь проект оптимальный и возможно(?) имеет практический смысл. Даже Сталин (любитель сложных, глобальных проектов) не смог осуществить имевшиеся и тогда планы достройки воркутинской дороги до Карского моря. А во время войны был вариант строительства ЖД до деревни Хабарово, это берег пролива Ю.Шар. В зимний период, там менее сложная ледовая обстановка.
Первые лица округа выступили не с обсуждением причин выбора этого маршрута, возможных плюсов, минусов, перспектив для округа, а сразу выступили с инициативой продления ветки до Амдермы. Правда в вариантах, есть разногласия, один вариант от Кары по берегу, до Амдермы, другой прямо через болота до Амдермы, но при этом использовать дружескую помощь китайских братьев. Что не удалось Сталину с ГУЛАГом, то удастся Алексееву с китайцами. Хотя может в привлечении китайцев есть резон, ведь и в самом деле россияне разучились, что либо делать руками (электронику, автомобили, самолёты, корабли, ... да и раньше не очень то преуспевали). Главная причина такой идеи объясняется тем, что якобы в Амдерме, цитирую: "...имеется взлётно - посадочная полоса 2500 - 50 м, позволяющая принимать тяжёлые самолёты ИЛ - 76, ИЛ - 86 и всю инженерную сеть аэродрома класса "В". В посёлке существует невостребованный жилой фонд... Наличие в Амдерме угольного морского терминала на расстоянии около 300 км от месторождений НАО"
Создаётся впечатление, что высказавшиеся, последний раз были в Амдерме лет 15-20 тому назад. О какой ВПП идёт речь? Ведь даже после реконструкции аэродрома, появился акт, о несоответствии нормативам гражданской авиации, некоторых элементов. ВПП в Талагах после реконструкции, уже подвергалась выборочному ремонту, а реконструкция проводилась практически в одно время. Того же требует и амдерминская ВПП, тем паче, что находиться она на берегу моря, дыхание которого (влажный,солёный воздух) существенно укорачивает её жизнь. А уж о состоянии "инженерных сетей" и говорить не приходиться. Здания, сооружения имеющие солидный возраст, либо разрушились, либо имеют "бледный вид". Трубопроводы, кабельные линии так же, или в плачевном состоянии или "испарились".
Не много истории: Аэропорт задумывался и создавался в начале 50х годов прошлого столетия, как промежуточный аэродром (от Москвы первая посадка) для дозаправки лайнеров того времени (ИЛ 18, АН 10, АН 12), без дозаправки их дальность была не велика. К тому же Норильск ещё не имел соответствующей ВПП. Пассажиров и грузы довозили до Амдермы, а здесь перегружали в ИЛ 12, ИЛ 14, ЛИ 2, такой же перевалке подвергались пассажиры и грузы следовавшие на Диксон. При отсутствии погоды в аэропортах арктической трассы ( Хатанга, Тикси, Чокурдах, Певек, Анадырь) самолёты и пассажиры ожидали в Амдерме, её улучшения. Для этих целей были построены гостиницы. Прогресс увеличил дальность авиационных перелётов, необходимость дозаправки отпала. Некоторое время Амдерма использовалась как запасной аэродром для Норильска, а потом и от этого отказались. Не буду перечислять ещё некоторые, отжившие виды деятельности аэропорта, не по чьей либо злой воле, а по причине технического прогресса. Всё функционирование свелось к перевозке пассажиров и груза для Амдермы. Когда свернулась деятельность всех амдерминских организаций, эффективность аэропорта стала минусовой. Механизмы и оборудование аэропорта не обновлялись уже более 20 лет, т.е. соответствие аэропорта современным требованиям под большим ? вопросом.
Надежды на свободный жилой фонд, так же призрачны. Возраст жилого фонда гарнизона в среднем около 40 лет, и нахождение его в необитаемом виде более 15 лет, конечно же качества, ему не добавило. Жилой фонд находящийся в хозяйственном ведении "Амдермасервис", имеет ещё более преклонный возраст, самое старое обитаемое здание 1936 года постройки.
То что осталось от морского порта, после деятельности ( в качестве руководителей) несколких прохиндеев, авантюристов, МОРПОРТОМ - назвать трудно. А уж говорить об угольном терминале? Какое больное воображение его выдумало? Его и в былые годы не было. Когда котельные в посёлке работали на угле, его доставляли сюда с перевалкой в Нарьян Маре, а доставив плашкоутами с рейда, вываливали в кучу на берегу. Если эту кучу(и сейчас есть) и ржавые гусеничные(полуразобраные) краны считать ТЕРМИНАЛОМ, то... Объёмы деятельности порта, не достигают объёмов, дающих право даже на именование - "морпункт". Если заглянуть в интернет на предмет получения информации о морском порте Амдерма, мы узнаем о его недюжинных возможностях, об оснащённости техникой и плавсредствами, а в реальности: ржавые неисправные подъёмные механизмы, ещё более ржавые два плашкоута и понтон, скоро и на металлолом будут не годны. Кому нужна эта ложь? Видно нужна. Разрушились молы, постройки 50х гг. прошлого столетия и даже разгрузка судов на рейде, усложнилась и осуществляется в экстремальных условиях могущих привести к материальным, а возможно и людским потерям. При этом конечно же грубейшим образом нарушаются все писаные правила всяческой безопасности, а местная власть всего этого будто и не видит, потому как, ни за что не отвечает, золотой телец застил их взоры.
Если окружные мечтатели добъються изменения планов федеральных ведомств и дорога Воркута - Амдерма будет строиться. И при этом, темпами строительства шоссейной дороги до Нарьян Мара, то можно представить в каком виде будет Амдерма и её сооружения, к тому времени. Да ещё и не известно когда это строительство будет затеваться.
Январь 2009 В.Шадрин
|